-->
Всех участников российского рынка волнует вопрос рыночного ценообразования на нефть и нефтепродукты. Федеральная Антимонопольная Служба подготовила два законопроекта для решения этой задачи. Сейчас они находятся на рассмотрении профильных ведомств, а замглавы ФАС Анатолий Голомолзин рассказал о сути новых законопроектах, о том, как они будут стимулировать создание конкурентной среды на рынке нефтепродуктов, о результатах проверок биржевых площадок, а также о санкциях, применяемых ФАС в отношении нефтекомпаний.
— Анатолий Николаевич, расскажите, пожалуйста, о новых законопроектах, которые разработала Федеральная Антимонопольная Служба с целью рыночного ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов.
— Эти законопроекты разработаны в рамках поручения Правительства РФ, такая задача определена и в рамках базовых документов правительства, в том числе и в «Энергетической стратегии до 2030 г» и в программе по развитию конкуренции, где специальным образом говорится о принятии соответствующих мер. Законопроекты, которые подготовили в ФАС, являются законодательной основой для формирования цен рыночным образом. Предлагается 2 законопроекта: первый — «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ», второй – «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ».
Суть первого законопроекта состоит в следующем: есть необходимость обеспечить устойчивый спрос на нефтепродукты в РФ, сделать это по рыночным ценам, которые не были бы монопольно высокими, дискриминационными. Для этого необходимо существенным образом повысить прозрачность рынка и обеспечить формирование соответствующих индексов цены. В законопроекте предлагается использовать три индекса.
— Расскажите об этих индексах.
— Первый – это индекс цен сопоставимых внешних рынков (netback), то есть метод обратного отчета от рыночных цен внешнего рынка, с учетом методов защиты внутреннего рынка, за вычетом пошлины и расходов на транспортную логистику. Второй индекс — это биржевые цены. Для этих целей говорится о необходимости соблюдения соответствующих условий конкурентного ценообразования, в том числе дается ссылка на поправки закона «О защите конкуренции», так называемый «Третий антимонопольный пакет», где оговариваются условия, при которых биржевые цены могут быть рыночными. Речь идет о совокупности требований, при которых ценообразование на наших, к сожалению, олигопольных рынках можно рассматривать, как рыночное. Третий индекс – это индекс цен внебиржевого рынка. Для того, чтобы обеспечить представительность информации по ценам внебиржевого рынка в законопроекте предлагается регистрировать соответствующие цены, публиковать эту информацию анонимным образом, так, чтобы не было информации о конкретных участниках сделки, но при этом была бы понятна истинная цена нефтепродуктов, отпускаемых в РФ. Также с целью повышения прозрачности на рынке предлагается обеспечить публикацию информации об объемах остатков нефтепродуктов на нефтехранилищах, как на НПЗ, так и на нефтебазах сбытовых организаций. Мы регулярно слышим такую информацию о зарубежных рынках, например, по информации Минэнерго США объемы запасов такие-то и они изменились так-то. Это сразу влияет на ситуацию с ценами, как на внутреннем рынке страны, так и на международном. В России, к сожалению, такая информация не является открытой. Программа развития конкуренции, как раз и предполагает сделать ее доступной для широкого круга участников рынка, а ,значит, и защитить их интересы.
— Это, что касается первого законопроекта. В чем заключается суть второго законопроекта?
— Второй законопроект касается особенностей оборота нефти и нефтепродуктов на российских рынках. В частности, в рамках этого документа предлагается ряд мер поведенческого и структурного характера, направленный на обеспечение конкурентных условий торговли нефтью и нефтепродуктами. Речь идет о недопущении возникновения доминирующего положения на рынках розничной реализации. Предлагается ограничить долю на розничных рынках крупных сбытовых компаний 35%, это порог доминирования. Это правило необходимо учитывать, как при совершении сделок в отношении существующих активов, так и при выделении земельных участков под застройку АЗС. Еще одна мера структурного характера, это запрет на совмещение видов деятельности в рамках одного юридического лица в оптовой торговле и розничной реализации. Это делается для того, чтобы обеспечить равные условия функционирования участников, входящих в группу лиц крупных игроков этого рынка, ВИНКов, так и независимых участников. Это также делается с целью дополнительного развития условий конкуренции и вхождения на рынок новых независимых участников для развития конкуренции.
Мы считаем, что эти законопроекты позволят сделать ситуацию на рынках прозрачной и в значительной мере снизит риски неконкурентного поведения основных игроков, те риски, которые, к сожалению, в последнее время стали появляться с ненужной регулярностью.
— Как обстоит ситуация с «третьей волной» антимонопольных дел?
— Сейчас идет «третья волна» антимонопольных дел в отношении нефтяных компаний, это касается ситуации на федеральном оптовом рынке, в частности, речь идет о рынке дизельного топлива, авиакеросина. Кроме этого, мы в соответствии с поручением Правительства РФ очень внимательно осуществляем мониторинг ситуации на региональных рынках, рынках мелкооптовой реализации и рынках розничной реализации. В случае если существуют нарушения антимонопольного законодательства, также возбуждаются дела. По состоянию на конец 2010 г – начало 2011 г территориальными управлениями было возбуждено 39 дел по фактам нарушения дел антимонопольного законодательства на региональных рынках.
Дела в отношении трех нефтяных компаний, «Газпром нефть», «Роснефть», ЛУКОЙЛ, в настоящее время возбуждены. Рассмотрение дел состоится в первой половине апреля. До конца марта мы ожидаем от компаний соответствующие объяснения. Решения относительно других компаний не приняты.
Если говорить о штрафах по делам, которые уже завершились по «первой волне» и «второй волне», то итогом стало перечисление в бюджет в 2010 г 5 млрд руб, по итогам 2011 г мы ожидаем выплаты в качестве штрафов 10 млрд руб, большая часть из которых уже выплачены.
— Завершилась ли проверка биржевых площадок? Выявлены ли какие-то нарушения?
-Да, на этой неделе завершилась поверка биржевых площадок Федеральной Антимонопольной Службой. В частности, уже подготовлены соответствующие акты по результатам проверок. Выводы не очень утешительные: ФАС усматривает нарушения ст.17 «О защите конкуренции» в действиях биржевых площадок. Нарушения были обнаружены у двух площадок – это биржа СПбМТСБ и биржа МБНК. Подготовленные акты будут направлены в адрес этих площадок, у них есть время в течение 10 дней ответить на эти претензии, далее будет приниматься решение относительно процессуальных действий, связанных с возможным рассмотрением дел о нарушении антимонопольного законодательства.
— Какие конкретно нарушения по ст.17 были обнаружены?
-Речь идет о нарушении определения порядка победителей по результатам торгов. Известно, что на биржевых площадках в обязательном порядке должны совершаться торги. Случаи и факты, которые нами были зафиксированы в результате проверки, говорят о том, что сделки не заключались, например, в случае при выставлении совпадающей заявки на покупку и заявки на продажу. Были случаи, когда сделка была заключена в отсутствии совпадающей цены в заявке и на продажу, и на покупку. Были сделки, совершенные без заявки, например, на продажу. Все эти нарушения сформулированы в акте, который направлен в адрес соответствующих площадок.
— Ранее вы говорили о том, что проводите совместную проверку с ФСФР. Это и есть результаты этой проверки?
— Нет, в данном случае ФСФР независимо от нас проводила свою проверку. На этой неделе мы доложим в правительство результаты нашего рассмотрения, а также доложим о той работе, которую вели наши коллеги. По нашей информации ФСФР не обнаружила нарушений законодательства, которое они уполномочены контролировать.
— Вы говорили ранее, что биржевые торги значительно повлияли на повышение цен, фактически легализовали их. Можно ли сейчас по результатам вашей проверки сказать, насколько цены на биржевых торгах оказались завышенными?
— Проверка проводилась в течение нескольких дней, анализировались все сделки, которые осуществлялись на биржевых площадках в течение месяца. Сейчас информация, которую мы получили по итогам проверки, будет использована нами в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
— Возвращаясь к законопроектам, на ваш взгляд, данные законопроекты не приведут к повышению розничных цен на нефть и нефтепродукты, учитывая сегодняшний рост цен на нефть на мировых рынках?
— Существует несколько факторов, которые влияют на внутренние цены, основной фактор – это баланс спроса и предложения. В принципе, потребители не всегда готовы отреагировать на такое резкое повышение цены на мировых рынках, то есть потребители всегда движутся в направлении снижения цены. Что касается, одного из индексов, который формирует внутреннюю цену, а именно индекс цен сопоставимых внешних рынков, то сейчас, к сожалению, практика следующая: когда цены на внешнем рынке растут – на внутреннем рынке также рост, когда цены на мировых рынках падают – на внутреннем рынке снижения не происходит. В данном случае, должен работать эффективно механизм защиты внутреннего рынка путем соответствующего установления и применения механизма экспортных пошлин.
Одно из предложений, которое мы неоднократно озвучивали, состоит в том, чтобы сделать еще короче период мониторинга цен. Для того, чтобы механизм установления пошлины очень оперативно реагировал на такие резкие изменения цен на внешнем рынке. Выросли цены на внешнем рынке – существенно одномоментно должна вырасти экспортная пошлина. Это позволит избежать тех скачков цен, которые дестабилизируют ситуацию на внутреннем рынке.
— Как данное предложение можно реализовать?
— Есть несколько вариантов: можно говорить о режиме скользящего установления пошлин практически в режиме on-line; можно сократить существенно период мониторинга цен, например, раз в неделю.
— Примерно год назад вы говорили о создании «формулы бензина». Данные законопроекты принимаются вместо этой «формулы» или вместе с ней?
— Это законодательное закрепление той формулы, о которой мы говорили. Сейчас мы считаем необходимо закрепить эту формулу, как один из трех индексов ценообразования, в рамках закона. Это позволит формировать цены на рыночном уровне и не допускать необоснованного роста цен. Если посмотреть на ситуацию с дизельным топливом за четвертый квартал 2010 г и начало 2011 г, то при исчислении цен по формуле netback, они оказались бы существенно ниже, чем те цены, которые фактически применялись в РФ. То же самое можно говорить и о рынке авиакеросина, только в марте ситуация изменилась. А до этого ситуация была такой, что поставляя авиатопливо на внешний рынок, продавцы выигрывали порядка 3000-4000 тыс. руб за тонну.
— Данные законопроекты это творчество только ФАС? Какова реакция других ведомств?
— Да, эти документы разработаны в ФАС. В соответствии с установленным порядком мы направили эти документы в ведомства, Минэкономики, ФСФР, Минэнерго. На следующей неделе ждем реакцию от этих ведомств. Но подчеркну, что данные законопроекты подготовлены в рамках развития двух основных правительственных документов, «Энергетической стратегии до 2030 г», программы по развитию конкуренции на товарных рынках.
— Когда данные законопроекты будут внесены в Государственную Думу? И как быстро эти законопроекты превратятся в законы?
— Не могу точно прогнозировать временные рамки рассмотрения этих законопроектов. По содержанию они не такие сложные, чтобы достаточно долго их рассматривать. В режиме обсуждения в рамках Государственной Думы и Совета Федераций подобного рода вопросы поднимались. Законодатели готовы воспринимать те нормы, о которых мы говорим, если судить по результатам этих обсуждений.
— Игорь Сечин предложил нефтекомпаниям увеличить объемы биржевой торговли нефтепродуктами до уровня не ниже 15% от производимых. Как, по Вашему мнению, биржи к этому готовы?
— За год биржи с 0% до 8% увеличили объемы торгов. Поэтому я не вижу существенных проблем, связанных именно со структурой биржевой торговли. Скорее, проблемы могут быть с нефтяными компаниями.
— Как обстоят дела с созданием Биржевого Комитета?
— Мы хотим, чтобы в него входили все участники рынка: продавцы, покупатели, представители исполнительной и законодательной власти, сами биржи. Также мы надеемся, что в нем будут принимать участие и информационно-аналитические структуры. Сейчас идут подготовительные мероприятия, говорить о том, когда же он будет функционировать, пока рано.
Текст: Екатерина Майкова
|